…Уж кстати о картинах.
В день выставки открылась панорама француза Рубо «Взятие Ахульго». Об этой панораме было столько речей, её хвалили так, что публика жаждала увидеть в ней художественные произведения. Этой преждевременной репутации много служили отзывы специалистов дела и главное – Н. Каразина. Мнение последнего даже напечатано в «Петербургской газете» и представляет собой сплошной дифирамб Рубо.
Каразин – художник, известность, это так, но чего-нибудь стоит и впечатление публики, не забудьте, заранее подогретой к восприятию панорамы, как художественного шедевра. Однако, вчера я целый час слушал и смотрел гримасы – свойства, далеко не лестного для панорамы. «Глас народа», мне кажется, даёт мне право говорить о моём личном впечатлении. Я видел панораму. Это – панорама, и я не берусь судить о том, лучше ли она других панорам, но по моему искреннему убеждению, основанном на личном наблюдении, мне трудно допустить существование русского солдата с лошадиным хвостом, помещённым даже и не там, где бы следовало, а гораздо выше. Я был на Кавказе, был в аулах и черкесские сакли там совсем не похожи на коробки из-под сардин. И потом – мосье Рубо слишком любезен, слишком по-дружески любезен к нам. Он убил очень много черкесов и несколько мало русских. Аул Ахульго неприступная твердыня Дагестанских гор, последний оплот отстаивавших свою свободу горцев – защищался, как свидетельствуют о том рассказы участников штурма – дьявольски долго и храбро. Каждая сакля, изо всех своих щелей посылала пули в солдат, толпившихся на узких улицах аула, неприкрытых ничем, тогда как горцы стреляли из-за прикрытия. В момент штурма, взятый Рубо, солдат должно было больше лежать на земле: их мало, и это сразу бросается в глаза. Я ничего не имею против французской любезности, возникшей, быть может, «на почве франко-русских симпатий», но художественная правда должна быть оценена дороже.
А. П-в