Веер от Франца Рубо
«Приобретая этот лот, вы становитесь обладателем целой галереи произведений видных мюнхенских художников». Таким заманчивым предложением одна из ведущих галерей Мюнхена в 1907 году акцентировала внимание потенциальных покупателей на предмет, который на первый взгляд был исключительно атрибутом женского туалета - веер. Правда, это был не простой веер, а «мюнхенский художественно раскрашенный веер»… Какая связь была между Францем Рубо и модным дамским аксессуаром?
В 1899 году в Мюнхене проходил пресс-фестиваль Пенсионного учреждения немецких журналистов (Pensionsanstalt deutscher Journalisten), своего рода пенсионного фонда для поддержки пожилых и нетрудоспособных немецких журналистов и писателей. Для сбора средств на фестивале организовали благотворительный бал. Свой посильный вклад в это дело внесли и мюнхенские художники: Франц фон Дефреггер, Вильгельм фон Диц, Август Холмберг, Альфред Веруш-Ковальский, Карл Рауп, Герман фон Каульбах и многие другие. Они предложили для продажи специально изготовленный деревянный веер, каждая лопасть которого была расписана рисунками с характерными для каждого художника сюжетами. Под каждым рисунком имелась авторская подпись. Впрочем, этот предмет назвать веером можно было лишь условно, ведь его нельзя было использовать по прямому назначению. Это был предмет искусства, имевший веерообразную (flabellate – лат.) форму. Позже такие благотворительные балы стали происходить часто и для каждого подобного мероприятия мюнхенские художники создавали «художественно раскрашенные веера».
Вскоре эти веера стали выставляться на продажу на крупнейших немецких художественных аукционах, при этом хозяева нередко помещали их в рамы и под стекло. Коллекция таких вееров хранится в Музее города Мюнхена.
Франц Алексеевич Рубо был одним из тех, кто поддержал благотворительную акцию «видных мюнхенских художников». Изучение аукционных каталогов Германии первой половины XX века позволило выявить 8 вееров, в оформлении которых принимал участие Франц Рубо.
Eduard Hirschler & Comp., Австрия, Вена
Аукцион 14 декабря 1904 года. Лот 69.
Веер, 16 пластин, расписанных мюнхенскими художниками. Все подписные.
[Доска, масло].
Размер веера и отдельных пластин не указаны.
Франц Рубо: «Tscherkesse zu Pferd» (Черкес на коне), четвёртая пластина справа.
Кат. № 984.
Galerie Hugo Helbing, Германия, Мюнхен
Аукцион 24 ноября 1908 года. Лот 64.
Веер, 13 пластин, расписанных мюнхенскими художниками. Все подписные.
Доска, масло.
Размер веера: 32,5х64 см.
Позолоченная рама.
Франц Рубо: «Tscherkessischer Reiter in Landschaft» (Черкесский всадник), третья пластина слева.
Кат. № 988.
Galerie Hugo Helbing, Германия, Мюнхен
Аукцион 24 ноября 1908 года. Лот 65.
Веер, 11 пластин, расписанных мюнхенскими художниками. Все подписные.
Доска, масло.
Размер веера: 33х62,5 см.
Позолоченная рама на постаменте в виде египетской жрицы, которая поддерживает веер поднятыми руками.
Франц Рубо: «Kosaken auf dem Marsch» (Казаки в походе), вторая пластина слева.
Кат. № 989.
Galerie Hugo Helbing, Германия, Мюнхен
Аукцион 20 мая 1932 года. Лот 115.
Веер, 11 пластин, расписанных мюнхенскими художниками. Все подписные.
[Доска, масло].
Размер веера 26х59 см, размер пластины 26х8х2 см.
В раме.
Франц Рубо: [Всадники, переходящие вброд реку], вторая пластина справа.
Кат. № 985
Galerie Hugo Helbing, Германия, Мюнхен
Аукцион 27 апреля 1934 года. Лот 83.
Веер, 15 пластин, расписанных мюнхенскими художниками. Все подписные.
[Доска, масло].
Размер веера 70х125 см, размер пластины 12х45 см.
В раме.
Франц Рубо: «Drei Tscherkessen auf Patrouille» (Три черкеса в патруле), третья пластина слева.
Кат. № 983.