Письмо Ф.А. Рубо П.А. Воронцову-Вельяминову об устройстве крепления панорамы и площадки для зрителей в деревянном павильоне
11 июня 1912 года
Мюнхен

Мюнхен. 24/11 июня 1912 г.
Многоуважаемый Павел Алексеевич,
Только что получил я Ваше письмо, и одновременно письмо от генерала Беляева, запросы по этим двум письмам уже мною Вам сообщены, но я ещё раз повторю их:

 

от А I до А II т. е. расстояние от верхней части картины до вертикальной точки А II должно иметь от 3 1/2 до 4 метров; свет, т. е. стекла Б — Б не менее 3 метров, а это уже потому, что в панораме свет действует не прямо на картину, а рефлексом.

Буквой О. Сейчас у верхней части рефлектора, который вместе с панорамой уже отправлен в Москву, я назначил место, где можно бы устроить электрическое освещение — такими лампочками.

Очень важно при постройке крыши не забыть у А, где сходятся все фермы поместить толстый блок и пропустить 1 1/2 дюймовый канат (на свой счет) длинною в 25 метров; у Б. Б над стеклами снутри здания привинтить крючки у каждой фермы, чтобы можно было привесить рефлекторы Е. Е.

Кольцо для навешивания панорамы должно в окружности иметь ровно 115 метров. Оно делается из досок (вершковых) и набитых одна на другую.

Ширина кольца может быть около 8 вершков.

Подпоры под кольцем должны быть очень согнутые и довольно часто, т.е. близко одна от другой, т.к. сама картина весит более 200 пудов.

Рельсы установятся позже, также и эжафидаж, который, если комиссия не пожелает приобресть, я употреблю на постройку переднего плана.

Важно также установка стекол, чтобы крыша не пропускала бы воду. Стекла матовые должны лежать довольно много на другом и хорошо замазаны, Вверху должна* толь лежать на стеклах чтобы вода бы истекала.

Вход для ящака* в панораму должен быть оставлен не уже 2 1/2 аршин, и для установки картины я должен проложить рельсы вокруг площадки для зрителя, т[ак] ч[тобы] вход можно быть заделан* досками лишь когда панорама будет уже висеть.
Запрос генерала Беляева:

О высоте точки зрения и о моих соображениях по отношению переднего плана панорамы, с чем тесно связано устройство площадки для зрителей, равно к площади ведущей лестницы и галереи.

Точку зрения определять мне не так важно как определять точки пола, на котором стоит зритель. Эта точка должна быть — А.

Точка зрения определяется на 1 метр 60 выше точки А А, т.е. значит на 7 метров 15 с[антиметров] от верха картины. Но эта точка для постройки не имеет значения.

Я считаю всё от верхней точки, где висит картина на кольце, ибо пол может быть не ровен. Всё же площадку нужно строить так, чтобы от пола на высоте 6 метров 25 стоял бы зритель, а от верха картины до этого же пола было бы 8 метров 75 сантиметром.

В разрезе площадка должна иметь к[ак] я писал Вам, около 13 или 13 1/2 метров диаметра и никакого отношения она на устройство переднего плана не имеет.

Часть входа А. А. не застраивать до вноса и установления картины. Дай Бог нам счастия и успеха. Искренно преданный Вам
Фр. А. Рубо.

Источник:  
Музей-панорама «Бородинская битва». ОФ-2713.
Примечания 
* Так в тексте.