«Кавказ». Газета политическая и литературная. № 210. 23 сентября 1911 года
ПО РОССИИ
Панорама «Взятие аула Ахульго»

На Марсовом поле, в помещении панорамы «Севастопольской обороны» недавно открылась новая панорама «Взятие аула Ахульго». На колоссальном холсте изображен один из героических моментов кавказской войны, одно из тех сражений, после которых воинственные и непреклонные горцы покорились и подчинились России. Восстание, поднятое Шамилем и с редкой энергией поддерживаемое им в течение долгого времени, все-таки было усмирено и этот бесстрашный и неутомимый герой, теснимый по пятам знаменитыми русскими кавказскими полками, в конце концов сдался в своем последнем гнезде на Гунибе. Аул Ахульго был одним из его последних убежищ, в недосягаемость и неприступность которого он особенно верил. Но и этот пункт, скрытый за горными кряжами, на высотах недоступных скал, за бездонными ущельями, после двухмесячных штурмов и огромных потерь был наконец взят, при чем в плен сдалось около 900 горцев, а на укреплениях аула и в его улицах и домах было найдено до тысячи неприятельских трупов.

Spoiler: Highlight to view

Панорама прекрасно рисует момент последнего штурма, когда русские солдаты ворвались уже в укрепленный Новый Ахульго и на его улицах, на голых скалах или в тени саклей идет ожесточенный рукопашный бой. Штыки, приклады, шашки и кинжалы пущены в ход и редко когда где-нибудь раздается ружейный выстрел. Горцы защищаются отчаянно и в этом им деятельно помогают их жены. Они бросают сверху камни, дерутся наравне со своими мужьями и даже останавливают толпу более трусливых воинов, бросившихся бежать через мост.

Центром служит Новый Ахульго, где отчаянно режется небольшая кучка героев, защищая арбы, нагруженный всяким скарбом, в сопровождении жен и детей, собирающихся поскорее покинуть место боя. Налево видна знаменитая Сурхаева башня, в которой заперлось много мюридов, долго и упорно отстаивавшихся от нападения нашего, значительно сильнейшего, отряда, имевшего в своем распоряжении много орудий.

Направо от Нового Ахульго видны горные дали, Старый Ахульго и бесконечная, дикая равнина, спускающаяся уступами к руслу горной речки, вьющейся между скалами.

По композиции и жизненности - это одна из лучших панорам, какие бывали въ Петербурге и неизмеримо выше «Севастопольской обороны». Она исполнена по эскизам художника Ф.А. Рубо в 1895 г., когда он был и моложе и относился к своему делу с большим увлечением, с большой любовью. Несмотря на излишнюю черноту живописи в некоторых местах, глаз с удовольствием останавливается на великолепном диком и разнообразном пейзаже, на интересных группах сражающихся, на оригинальных постройках саклей, уступами поднимающихся одна над другой.

По живописи - пейзаж самое красивое и сильное в панораме и дает массу иллюзии. Кажется, будто стоишь на каком-то утесе и во все стороны видишь эту чудную картину редкого по красоте и дикости кавказского пейзажа. («Н. В.»).

Кавказ. № 210. 23 сентября 1911. C. 3
С. 3