«Кавказ». Газета политическая и литературная. № 216. 15 августа 1896 года
О Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и о некоторых друг. предметах

(Окончание)

VI.

…Что же касается художественного отдела, то хотя между экспонентами его и имеется несколько уроженцев Кавказа, тем не менее их трудно причислить к кавказским экспонентам, ибо свое художественное образование они получили вне Кавказа, в петербургской академии художеств или за границей.

Впрочем, на выставке имеется одно грандиозное художественное произведение, непосредственно относящееся к Кавказу. Мы разумеем панораму работы проф. Рубо «Штурм Ахульго», выставленную в отдельном павильоне с на версту кричащей вывеской: «Покорение Кавказа». Мы нарочно приберегли упоминание об этой панораме pour la bonne bouche. «Про жизнь пустынную как сладко ни пиши, а в одиночестве умеет жить не всякий!» Так и наш брат, кавказский обитатель, а тем более - уроженец, хотя он и весь проникнут европейской цивилизацией, тем не менее воспоминание о «битве русских с кабардинцами» способно оживить его в самые спокойные минуты прозябания...

Spoiler: Highlight to view

Хотя этот павильон по внешности и отдает балаганом, но по исполнению картины, составляющей панораму, достоин того, чтобы быть причисленным к художественному отделу выставки и занять в нем одно из почетных мест. Панорама устроена обыкновенным способом: картина установлена в верхнем этаже павильона и, будучи длиною в 2-3 десятка саж., свернута в цилиндр; зрители помещаются на круглой платформочке, устроенной в центральной части здания, на одном уровне с картиной, так что на платформу нужно подняться но лестнице. Промежуток между платформой и картиной занят аксессуарами, относящимися к этой последней, но уже не нарисованными, а исполненными в натуре; так как место действия, изображенного на картине, - горский аул (Ахульго), то в этом промежутке устроены сакли, сложенные из настоящего камня и покрытые настоящими кровлями, поблизости - настоящие хозяйственный постройки, настоящие скалы и пр., - все это, конечно, в несколько меньшем масштабе, чем в натуре.

На картине изображен штурм аула русскими войсками; фигуры русских и горцев полны движения и вообще, великолепны; все сработано в том же духе, как и на картинах имеющихся в тифлисском военном музее, причем на этот раз г. Рубо, кажется, превзошел самого себя…

Митяй.

Кавказ. № 216. 15 августа 1896. С. 2
С. 2