Тифлис, 30-го сентября
...
В 4 часа дня, Их Императорские Величества Государь Император и Государыня Императрица с Августейшими Детьми Наследником Цесаревичем и Великим Князем Георгием Александровичем изволили посетить наш военно-исторический музей или «Храм славы» - хранилище картин, портретов Государей и славных кавказских героев минувших дней. «Храм славы» еще не окончен постройкой; он не отделан еще окончательно ни снаружи, ни внутри. Тем не менее, уже и в настоящее время фасад его грозно и вместе с тем внушительно украшают трофеи славных минувших дней - турецкие пушки, числом около ста; главный вход украшен растениями, справа от входа снаружи здания прибита массивная громадных размеров металлическая доска, на которой золотыми рельефными буквами, по темно-красному фону, сделана следующая надпись:
1832 г.
Октября 18-го, штурм селения Гирм и смерть Казы-Муллы.
1834 г.
Начало борьбы с Шамилем.
1837.
Октября 7-го, прибытие Императора Николая I в Тифлис.
1839 г.
Взятие штурмом Ахульго.
1840 г.
Марта 22-го, славная гибель Михайловского укрепления.
1842 г.
Ичкеринский поход генерала Граббе.
1843 г.
Восстание Дагестана. Геройская защита Низового, блокада Зырян, славное падение Гергебиля.
По бокам входа в нишах между колонной помещены роскошно сделанные на зеленом фоне вензеля Их Императорских Величеств, над вензелями императорские короны. Весь фасад «Храма славы» убран зеленью, гирляндами громадных размеров и расцвечен большими флагами.
При входе в храм, прямо против входа, помещена неоконченная громадных размеров картина художника Ф.А. Рубо; «Вступление первого русского полка в Тифлис в 1797 году»; левее ее - портрет ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра III – работы местного художника Колчина; Государь Император изображен во весь рост, в парадной форме, с форменной барашковой шапкой в правой руке; сзади Государя виднеется город; рама портрета обвита вся гирляндами из живой зелени; справа - портрет покойного Государя Императора Александра Второго в молодые годы, также во весь рост. Затем идут следующие картины и портреты, большинство которых уже было помещено на тифлисской художественной выставке во дворце князя Главноначальствующего, в текущем году *): «Поражение персиян при Елисаветополе», 13-го сентября 1826 года (Ф. Рубо); «Сражение при Кюрюк-Дара» (атака Нижегородского драгунского полка на левом фланге) 24-го июля 1854 года (Ф. Рубо); «Взятие Дарго», 6-го июня 1845 года (Ф. Рубо); «Штурм аула Салты» 14-го сентября 1847 года (Ф. Рубо); «Взятие Ахульго» 22-го августа 1836 года (Ф- Рубо); «Высадка императора Николая I-го в Геленджике» 1837 года (проф. Айвазовского); «Взятие Карса» 6-го ноября 1877 года (Ф. Рубо); «Взятие Геок-Тепе» 12-го января 1881 года (Ф. Рубо); «Штурм Авлиара» 3-го октября 1877 года (Самокиша); «Взятие в плен Шамиля» 25-го августа 1859 года (Ф. Рубо); затем, портреты Государей минувших царствований: Петра I-го, Екатерины II, Павла I, Александра I, и Николая I, далее, портреты грузинских царей: Ираклия II и Георгия VII и, наконец, портреты генералов: Суворова, гр. Зубова, кн. Герсевана Чавчавадзе, Кноринга, Цицианова, гр. Гудович, Тормасова, Ермолова, кн. Мадатова, кн. Паскевича, Сипягина, кн. Эристова, Розен, Рот, Нейдгарт, Гурко, кн. Воронцова, кн. Гр. Орбелиани, Фрейтаг, Лабинцева, кн. Аргутинского, кн. Бебутова, кн. Андроникова, Круковского, Пассек, Слепцова, гр. Коцебу, Козловского, гр. Лидерса, гр. Милютина, Полтинина, Шульца, кн. Меньшикова, гр. Евдокимова, Вревского, Бабича, кн. Меликова, гр. Лорис-Меликова и Скобелева. В большой зале в витринах, по бокам громадной арки хранятся следующие исторические предметы: сабля кн. Воронцова, взятая в крепости Варна в 1828 году; сабля эта в ножнах чистого золота роскошной работы; на ножнах вырезана следующая надпись: «Сабля сия дана Мегемет-Гнесет-капитен-пашою графу М.С. Воронцову при занятии крепости Варны 29-го сентября 1828 года»; клинок гладкий и узкий без всяких украшений; далее, вторая сабля князя Воронцова, которую он постоянно носил и не расставался с нею; сабля эта ничем особенным не отличается от обыкновенной офицерской полусабли прежнего образца; на эфесе имеется надпись: «за храбрость»; сверху рукоятки – крест св. Анны 4-й степени; затем третья сабля князя Воронцова, которая была поднесена ему в городе Ахалцих в 1853 году; ножны у этой сабли из темно-малинового бархата с украшениями из кавказской черни с золотым тиснением; сабля эта имеет чрезвычайный богатый клинок с волнообразными краями; по обеим сторонам лезвия, слегка раздвоенного в нижнем конце и на клинке красуются следующие надписи чернью в золотой виньетке: с одной стороны - «Кавказскому генерал от инфантерии главнокомандующему отдельным кавказским корпусом» и с другой - «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову, 1853 год, город Ахалцих. М. Брунсузов». Далее обращают на себя внимание железные ключи самой неправильной и необработанной формы, в виде каких-то железных пластинок с зубцами по бокам: ключ от крепости Ардебиля, взятой нашими войсками 22-го января 1828 года; ключ от города Тавриза, взятого 13-го октября 1827 года; ключ от крепости Абас-Абад, взятой 7-го июля 1827 года; ключ от крепости Эривани взятой 1 октября 1827 года; затем, чернильница, принадлежавшая генерал фельдмаршалу князю Варшавскому, графу Паскевичу Эриванскому; зрительная труба, принадлежавшая ему же; в этой же витрине хранится множество кавказских крестов и медалей за покорение восточного и западного Кавказа. По другую сторону арки находится витрина с хранящимися в ней альбомом, и другими предметами графа Николая Ивановича Евдокимова, принесенными в дар кавказскому музею графиней А.А. Евдокимовой (в августе 1882 года). На лицевой стороне роскошного в высшей степени художественной работы альбома в бархатном малинового цвета переплете, имеется: барельефная картина, изображающая кавказское дело с горцами при постройке моста через реку; затем надписи по сторонам этой картины, обозначающие время начатия и окончания военных действий в западном Кавказе под предводительством графа Евдокимова; надписи в углах альбома, обозначающие те пункты, занятие коих имело главное влияние на завоевание края (Дахо, Гойтх, Пшеха, Соча); на обратной стороне этого высокохудожественного альбома помещена такой же чудной работы барельефная картина, изображающая последний пункт завоевания - бывшее укрепление Навагинское на берегу Черного моря; над этой картиной помещен герб графа Николая Ивановича Евдокимова; кроме альбома, в этой витрине находятся: шашка покойного графа с ветхими ножнами без всяких украшений, кинжал, которым был ранен покойный граф (кинжал обыкновенный без украшений), копия с копии Высочайшего рескрипта на имя покойного графа и его походная палка. Далее обращают на себя внимание помещенные в арке старые знамена, отнятые нашими доблестными войсками в следующих славных делах: 1) знамя, отнятое 22-го января 1828 года при покорении крепости Ардебиля; 2) знамя, взятое 7-го июля 1827 года при покорении крепости Аббас-Абад; 3) знамя, отбитое у персиян в 1827 году, 1-го октября, при покорении города Эривани; 4) два знамени, отбитые у персиян в 1827 году, 1-го октября тоже при покорении Эривани; знамена эти чрезвычайно ветхи от времени; древка каждого знамени оканчивается отлитой из стали рукой с раскрытыми пальцами наконец, 5) знамя, отбитое 13-го октября 1827 года при покорении города Тавриза; это последнее знамя громадных размеров и чрезвычайно хорошо сохранилось; сделано оно из толстого красного сукна с золотой бахрамой.
У входа в «Храм славы» имели счастье встретить Их Императорских Величеств следующие лица: начальник военного инженерного управления ген.-лейт. Подымовъ, как председатель комиссии по сооружению «Храма славы», члены комиссии: ген.-лейт. Чернявский, д.с.с. М.К. Гакель, полковник Волков, полковник Потто и директор кавказского музея Г.И. Радде, архитектор А.Ф. Зальцман, строитель здания капитан Болгарский, а также художники Ф.А. Рубо, Л.Г. Лонго, Самокиш, Колчин и Шамшинов, которые имели счастье быть представленными Их Императорским Величествам. Государь Император изволил осматривать все картины и портреты. Их Величества изволили оставаться в «Храме славы» около 20-ти минут и затем изволили проехать при громких кликах народа в кадетский корпус.
В 7 часов вечера во дворце состоялся обед, на который были приглашены высшее духовенство, чины Двора, высшие военные и гражданские чины, дворянство и дамы, и наконец, в десятом часу вечера в саду Муштаид состоялось народное гулянье, закончившееся блестящим фейерком. Сегодня, 1-го октября, предположен отъезд Их Императорских Величеств из нашего города в Цинондалы.
*) Подробное описание новых картин и портретов, не бывших на художественной выставке, мы дадим читателам «Кавказа» впоследствии, своевременно.