…Одним из энтузиастов и начинателем этого большого дела был покойный мастер батальной живописи М.Б. Греков, работавший в своё время под руководством известного специалиста по художественной панораме профессор Академии Рубо над созданием панорамы «Осада Севастополя». Между прочим, из трёх известных нам работ Рубо в настоящий момент открыта только эта. Известно, что панорама его работы «Ахульго», изображавшая бой с Шамилем, погибла в Махач-Кале вследствие небрежного её хранения, а вторая – «Бородино», как отмечалось уже нашей прессой, лежала долгое время в свёрнутом виде, подвергалась той же самой опасности. Исторический бой под Бородиным не может не представлять интереса для широчайших кругов зрителей. Рубо стремился к тому, чтобы во что бы то ни стало достичь иллюзорности в панораме, достичь того, чтобы зритель не мог разобрать, что перед ним произведение художника, а не самая настоящая натура. В угоду этому принципу ему зачастую приходилось поступаться художественной стороной. Так, например, в его панорамах обычно, так называемый, натуральный план, иначе сказать, комплекс всякого рода бутафории, - пушки, военные повозки и пр., а так же фигуры людей (раненые или убитые, изготовленные в виде макетов в натуральную величину) – оттесняет собственно живописный образ, созданный художником.
Наши художники считают, что именно этот-то живой образ и есть самое главное в панораме, а «натуральному плану» должно быть уделено самое скромное и подчинённое место.
Это далеко не поправка к системе Рубо, но, по существу, новый принцип и принцип, который должен отразиться – и уже отражается – не на отдельных частностях панорамы, а на всём её характере в целом…
Н. Щекотов