«Русское слово». № 153. 9 июня 1896 года
Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде

В настоящее время почти готова панорама Рубо, изображающая бой под Ахульго. Панорама эта представляет собой круглую башню, в сто метров в окружности, с яйцевидным высоким куполом, наполовину стеклянным, кругом лёгкая крытая галерея, над входом фронтон, увенчанный колоссальной группой, изображающей схватку русского солдата, кавказца, с черкесом, – группой работы скульптора Пащенко. Войдя в дверь, зритель поднимается по широкой, очень удобной лестнице, ступеней двадцать, и сразу  попадает на плоскую крышу сторожевой башни, с которой во все стороны развёртывается бесконечная перспектива грандиозного пейзажа Кавказских гор.

Spoiler: Highlight to view

Место знаменитого боя под Ахульго – одного из самых кровопролитных и серьёзных по своим последствиям эпизодов первого периода завоевания Кавказа. Иллюзия действительности полная и правдивая. Всю местность прорезывает река Кой-Су, быстро бегущая через скалы, с почти отвесными, скалистыми берегами. На этих берегах расположены аулы Ахульго. Эти то гнёзда штурмуют русские войска, под начальством генерала Граббе. Всю картину боя вы наблюдаете со стороны защитников, – чрезвычайно удачная по своему выбору точка. С берега на берег – перекинут зыбкий мост, он проходит под башней, с которой вы наблюдаете, так что вы видите оба его скрепления с берегом. На правом берегу – видны передовые твердыни врага, взятые нашими ранее. Там устроен перевязочный пункт – и сюда, в карьер, несутся батареи, занимая возвышенную позицию, – дабы, в момент самого штурма, громить неприятельские аулы. Тут же виднеется и группа главнокомандующего со свитой и конвоем. Русские войска уже врываются в улицы аула и штурмуют каждую саклю отдельно… В защите принимают отчаянное участие и женщины, и дети. Кое-где начинается пожар, кое-где видна попытка к бегству и увозу имущества… кругом мёртвые тела, разбросанные в живописных, трагических позах, а на главном пункте молчаливая конная группа, осенённая ярким знаменем – впереди, на вороном коне, в белой чалме, в такой же белой одежде, длиннобородый предводитель, сам Шамиль. Картина в 140 аршин длиной и 22 шириной… Она намотана на круглый вал с массивными железными шипами на конце центральной оси всего цилиндра; вес такого цилиндра не более, не менее, как 400 пудов. Этот цилиндр поставлен у стены математически вертикально, чтобы начать его развертывать, два гидравлических домкрата, ручные лебёдки и массивные цепи, спускающиеся сверху, с помощью нескольких десятков лдюдей, исполняют эту работу. Затем начинается медленное, осторожное развёртывание. Для этой манипуляции во всю высоту стены выстроена пятиярусная башня, своей формой напоминающая древние осадные башни; это здание установлено на платформе с колёсами, которые катятся по рельсовому пути, кольцеобразно уложенному у подножия стены. На всех площадках рабочие, регулирующие равномерное развёртывание гигантского полотна, на самом верху главный мастер, крепящий у железного кольца верхнюю кромку. Это разворачивание тянулось целых трое суток. Малейшая неосторожность, малейший недосмотр и промах грозили падением всей массы вниз, гибелью людей и гибелью многолетнего, художественного творения…

Тот же самый Рубо пишет панораму погребных работ в подвалах имения Е.И. Величества в Ливадии. Панорама будет помещаться внутри громадного бута, вместимостью в 2000 ведер, расположенного около одной из стен павильона удельного ведомства.

Теперь уже внутренность павильона имеет, за небольшим исключением, вид законченности. Не прибыли пока скульптурные работы Баха – два зубра, долженствующих украсить вход в павильон, и прибытие их в Нижний Новгород ожидается в июне месяце…